Женская мода в России во второй половине XVIII – начале XIX века

Женская мода в России во второй половине XVIII – начале XIX века

Мода на западноевропейскую одежду появилась в России еще во времена царствования Алексея Михайловича, однако широкий размах в высших кругах общества она приобрела только в годы правления его старшего сына Петра I. Ее основным проводником стали женщины: светские дамы охотно переняли платья иноземного покроя, так что очень скоро знаменитые петровские ассамблеи стали живо напоминать европейские балы и праздники. Но окончательное оформление стиля произошло только в середине столетия, когда императрицей России стала Елизавета Петровна, любительница красивых и пышных нарядов, а также роскошных светских развлечений.

Именно в это время складывается основной фасон женского платья: узкий лиф, длинные рукава и юбка на широких фижмах. В таком облачении можно увидеть Елизавету Петровну и Екатерину II на парадных портретах. Пышность форм, вычурность покроя и украшений – характерные черты барокко, господствующего культурного течения в Европе и России.

Впрочем, уже к концу XVIII века в стиле одежды появились первые признаки упрощения фасона, что лучше всего говорило о смене приоритетов в моде. Теперь юбку поддерживали не широкие фижмы, а округлый валик, что делало фигуру не столь внушительной, но зато более привлекательной. Но и эта новая мода долго не продержалась: в конце XVIII – начале XIX века в Европе с легкой руки французов быстро распространился классицизм.

Это было связано с глубокими социально-политическими, а, следовательно, и с культурно-идейными изменениями во Франции, где к власти пришел Наполеон, с которым связано возрождение античных традиций в стране.

Дамы облачились в легкие светлые платья, всем своим видом напоминавшие древнегреческие и древнеримские туники. Российские модницы не замедлили последовать их примеру: в начале XIX века женщины стали носить длинные юбки с узким лифом и высоко подвязанным поясом. Это покрой имеет несомненное достоинство, придавая фигуре особую элегантность.

Отдельно следует сказать про прически, которым великосветские дамы и барышни уделяли не меньше внимания, чем платьям. Во второй половине XVIII века волосы укладывали с особенной пышностью, сооружая на голове целые конструкции. Например, большой популярностью пользовалась прическа в виде корзины с цветами и фруктами, что можно видеть на парадном портрете императрицы Марии Федоровны.

Наиболее изобретательные кокетки возводили из волос корабли или фрегаты (должно быть, в знак уважения к тому, что Россия стала морской державой). Разумеется, что мода на столь громоздкие прически не продержалась долго, и очень скоро барышни перешли на более простые, скромные, а, главное, удобные укладки.

Подытоживая сказанное, необходимо сказать, что российские модницы оказали значительное влияние на развитие отечественной культуры и искусства: недаром образ светской красавицы стал одной из ведущих тем классической литературы XIX века.